Перейти на Официальный сайт
Общеобразовательное
частное
учреждение
г. Москва, ул. Новочеремушкинская, 66
Добрый день! Сегодня Четверг, 21 Сентября 2017.

Советы логопеда

«Использование приемов и упражнений 
для усвоения слоговой структуры слова»

Четкая и грамотная речь ребенка - это далеко не дар, ее можно приобрести благодаря работе и усилиям.

Как правило, при общении с ребенком взрослый обращает внимание на то, правильно ли он произносит все звуки. А другие, не менее важные стороны речевого развития остаются без должного внимания.

Всесторонне речевое развитие ребенка включает в себя:

-усвоения лексико-грамматического строя речи;
- обогащения словарного запаса;
-развитие фонематического слуха (операция различения и узнавания звуков); 
-развитие слоговой структуры речи.

Успешное овладение детьми процессами чтения и письма невозможно без полноценного усвоения слоговой структуры слова. Непременным условием для начала работы является наличие определенного уровня развития фонематического восприятия.

Как показывает практика, большинство детей, страдающих дислексией и дисграфией, испытывают сложности при делении слов на слоги. Особые трудности у ребят вызывают двух и трехсложные слова с закрытым слогом. В подавляющем большинстве случаев стечение согласных дети переносят в один слог: ту-фли вместо туф-ли, ро-ма-шка вместо ро-маш-ка. Данная ошибка является очень стойкой и исправляется с большим трудом.

На подготовительном этапе работы по предупреждению подобных ошибок можно использовать упражнения, которые направлены на формирование ритмической структуры слов родного языка.

Работа на материале неречевых звуков.

1.Работа над ритмом:

  • хлопнуть в ладоши столько — раз, сколько точек на кубике.
  • сосчитать сколько раз хлопнули в ладоши, и дать карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный)
  • сравнение ритмов: !-!!,!!-!
  • узнавание ритмов и соотнесение их с определённым ритмическим рисунком, записанным, символами.
  • воспроизведение определенного ритма по образцу взрослого.
  • задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: !!!, !!!!
  • произвольное воспроизведение ритма ребёнком с последующей записью ритмического рисунка символами.

2.Формирование общей координации движений под ритмичную музыку: маршировка, лёгкий бег, ходьба.

3.Упражнения на скорость и переключаемость движения:

  • выполнение движений по образцу, словесной инструкции или под счёт: кулак — ребро, кулак — ребро — ладонь.
  • выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки — ребро правой руки и т.д.),

4.Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): О+О+О.., -/-/-/…

Работа на вербальном материале:

Игры и упражнения, направленные на формирование пространственно-временных представлений:

  • начало, середина, конец;
  • перед, за, после;
  • первый, последним.

Данные понятия важны при усвоении ребёнком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

 

Учитель-логопед:  Ужинова Д.В.


Вернуться назад