Перейти на Официальный сайт
Общеобразовательное
частное
учреждение
г. Москва, ул. Новочеремушкинская, 66
Добрый день! Сегодня Пятница, 24 Ноября 2017.

Актуальный разговор

Причина №3. Сколько внимания уделять ребенку

Описывая родителей, которые принимают слишком большое участие в жизни ребенка, специалисты часто используют понятие «гиперопека». Большинство родителей имеют благие намерения, но на самом деле,опекая ребенка слишком сильно, родители искажают нормальное развитие ребенка.

Проявляющаяся с возрастом независимость ребенка, становится трудностью для родителя, так как ставит под угрозу высокую значимость роли родителя в жизни ребенка. Опекающие родители много сопереживают детям, пытаются их защитить и показать верный путь. Дети в таких случаях склонны становиться зависимыми, требуют еще большего участия родителей либо, наоборот, проявляют бунт.

Родителей, мало участвующих в жизни ребенка, называют «выключенными». Они могут заботиться о ребенке, но проявлять мало теплоты по отношению к нему.  Подобные родители дорожат своей автономией и дают детям много пространства, но, к сожалению, дети оказываются лишенными необходимых родительских любви и внимания. Такие родители хорошо умеют давать распоряжения, но не умеют выражать любовь и сопереживание.

Эти примеры различны, но в одном они схожи между собой. Обе стратегии затрудняют эффективное общение с ребенком, поскольку в обоих случаях оказывается нарушен баланс между двумя самыми важными потребностями ребенка: потребностью в любви и потребностью в независимости.

И гиперопекающая мать, обеспокоенная только тем, чтобы не позволить ребенку обходится без нее, и «выключенный» отец, который включается, только в те моменты, когда дела в семье приобретают серьезный оборот, оказываются неэффективными.  Внимание обоих оказывается негативным, поскольку не учит ребенка тому, как улаживать разногласия с окружающими, сохранять свою автономию и поддерживать полноценные взаимоотношения.

Кроме того, обе стратегии оставляют глубокий след в характере ребенка, формируя зависимость от отношений с людьми. В первом случае велика вероятность того, что ребенок будет чрезмерно привязан к людям, не доверяя своим силам и способности самостоятельно справиться с обстоятельствами, либо, наоборот, будет отталкивать близких людей, опасаясь увидеть с их стороны чрезмерный контроль. Во втором случае ребенок так же может навязчиво искать любви и внимания, не полученных в детстве, либо, наоборот, отталкивать людей, опасаясь отвержения и холодности.

Исправить ситуацию можно, восстановив баланс между заботой и автономией. Так гиперопекающий родитель должен предоставить детям больше пространства, позволив им иногда обходиться без него (самостоятельное принятие решений). А «выключенному» родителю важно больше участвовать в жизни детей, причем именно в те моменты, когда дети ведут себя спокойно (совместные занятия, игры).

Психолог начальной школы, 
профессиональный коуч
И.А. Линникова

Вернуться назад