Перейти на Официальный сайт
Общеобразовательное
частное
учреждение
г. Москва, ул. Новочеремушкинская, 66
Добрый день! Сегодня Четверг, 21 Сентября 2017.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Об особенностях пятиклассников

ПАМЯТКА 
для  классных руководителей и педагогов-предметников, 
работающих в 5 классах

В начале хочется обратить внимание педагогов на следующие признаки  адаптации и дезадаптациишкольников к условиям обучения в 5-м классе:

Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации:

  • снижение интереса к учению и успеваемости;
  • появление признаков обеспокоенности за понимание материала, требований и выполнения  домашнего задания;
  • неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя;
  • нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.

Физиологические особенности пятиклассника:

  • Возраст 11- 12(13) лет  характеризуется чрезвычайно высоким влиянием гормонов на деятельность организма.
  •  В этот период отмечаются некоторые изменения в интеллектуальной (учебной) деятельности:

- снижаются возможности произвольного внимания, памяти, произвольной организации  деятельности;
- резко снижается умственная работоспособность, быстро наступает утомление;
- концентрация на выполнении длительных и сложных заданий связана со значительным функциональным напряжением. 

Рекомендации педагогам с учетом физиологических особенностей пятиклассников:

  • Чередование нагрузок на уроке (сложные и легкие задания чередуются).
  • Смена видов деятельности на уроке (минимум 3 вида деятельности).
  • Вводить минутки отдыха на уроке, когда дети могут отвлечься, снять напряжение.
  • Помочь разобраться и справляться с большим потоком информации (проверить, насколько дети умеют пользоваться справочниками, словарями).
  • Общие требования всех учителей (единство требований):

а)         обязательные дисциплинарные требования (правила):

  • здороваемся стоя;
  • не перебивать ни учителя, ни ученика;
  • поднятая рука — сигнал о вопросе или ответе;
  • опоздания не допускаются;

б)        организация учебного процесса:

  • наличие необходимых учебных пособий;
  • соблюдение правил оформления тетрадей (наличие полей, запись даты и т.д.);

в)         отношения между детьми; между учителем и ребенком:

  • проявлять уважение друг к другу;
  • звонить и помогать заболевшим ученикам и т.п.

Это позволяет снизить тревогу ребенка, которому приходится приспосабливаться к требованиям разных педагогов-предметников.

  • Классным руководителям и воспитателям следует помочь учащимся в формировании общеучебных умений и навыков (универсальных учебных действий), которые облегчат адаптацию и приспособление к новым условиям обучения. Наиболее успешно они формируются, когда проводятся регулярные классные часы на тему «Как учиться в средней школе». Темами таких занятий могут быть следующие:

    -    как слушать учителя;
    -    как выполнять д\з;
    -    за что ставится отметка;
    -    как проверять свою работу;
    -    как подготовиться к к\р;
    -    как узнать, что ты знаешь, а что нет (проверить границу знания-незнания); 
    -    как лучше запоминать;
    -    что такое лень;
    -    как научиться лучше думать и т.д.

Частично данные темы затрагиваются на групповых занятиях класса у психолога.

Личностные особенности:

  • Шаткая самооценка.
  • Повышенная критичность к себе и окружающим.
  • Обостренное чувство собственного достоинства.
  • Повышенная тревога, обидчивость, замкнутость, упрямство.
  • Негативизм в отношениях со взрослыми.
  • Усиление независимости детей от взрослых.
  • Стремление к личному авторитету среди сверстников порождает активный поиск для образца подражания. Начинают играть роли в школе, дома и пробуют, как на ту роль будут реагировать взрослые (роль лидера, роль знатока, души компании, задиры).
  • Характерно повышенное внимание ребенка к себе, к своей внешности, самопознанию, самовоспитанию. 
  • Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел.
  • Стремление экспериментировать, используя свои возможности, - едва ли не самая яркая характеристика младших подростков.

Рекомендации педагогам с учетом личностных особенностей:

  • Уделять внимание каждому, поддерживать, относится с теплотой. Это отличная возможность установления хороших отношений с учениками, которые иногда определяют отношение к учебному предмету.
  • Во многом установлению контакта с учениками помогает чувство юмора.
  • Дать возможность проявлять свою самостоятельность в приемлемых рамках.
  • Избегать  упреков, т.к. они  могут вызывать активное сопротивление,  агрессию, грубость.
  •  Если не удается найти контакт с ребенком, пока он находится в группе, лучше подождать до конца урока и найти возможность индивидуальной беседы, индивидуальной работы.
  • Создавать благоприятный эмоциональный фон на уроке.
  • Отмечать успехи (пусть даже незначительные) каждого ученика.
  • Создавать ситуацию успеха на уроке для каждого.
  • Поощрять проявление познавательного интереса учащихся.
  • Ни в коем случае не смешивать понятия "хороший ученик" и "хороший человек", не оценивать личные достижения подростка лишь достижениями в учебе. Если у ребенка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом (чем он мог бы гордиться перед друзьями).
  • Работа с методикой, предложенная Н.Л. Галеевой, по  определению учебной мотивации. Она предлагает материалы, показывающие, каким образом можно учитывать мотивацию в разработке урока.

Работая с 5-ми классами, вы можете столкнуться с категорией гиперактивных детей: импульсивные, невнимательные, суетливые ученики, которые не могут сидеть на одном месте и концентрировать внимание на задании длительное время. У таких детей нет проблем с интеллектом, но есть трудности с общением и произвольностью. Такие дети делают то, что им интересно и до тех пор, пока не надоест.

При работе с такими детьми важно помнить правила:

  • оставайтесь хладнокровным;
  • делайте перерывы в работе;
  • снизьте требования к аккуратности;
  • договаривайтесь заранее о нужных делах;
  • чаще хвалите и очень осторожно наказывайте;
  • давайте ребенку право выбора.

          Психолог средней школы Иванова Н.А.


Список литературы:

1. Попова М.В. Психология растущего человека. - М., 2002. 
2. Психология современного подростка. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1999. 
3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов - на Дону. 1997. 
4. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка. // Вопросы психологии. - 6. 


Вернуться назад